19.04.2024,
20:06
+20 °C

небольшой дождь

Ветер 8.42 м/с

755 мм рт с


12+

Майна, ул. Полбина, 5.

+7 (84244) 21-1-85

leninec2010@mail.ru

Экономика

66174a5d5ff4f7768f7fa09d8f7b4ce3

66174a5d5ff4f7768f7fa09d8f7b4ce3
20 июля в администрации района прошёл круглый стол с участием руководителей органов местного самоуправления муниципалитета, профильных служб, сельхозпроизводителей и владельцев пасек, в ходе которого заинтересованные стороны постарались разобраться объективно в причинах произошедшей несколько недель назад массовой гибели пчёл в ряде населенных пунктов, и выработать алгоритм действий, исключающий возможность причинения вреда друг другу в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
В рассмотрение насущного для обеих сторон вопроса включились глава районной администрации Олег Шуёнков, главы поселенческих администраций, начальник ОГБУ «Инспекция по ветеринарии и безопасности продовольствия» Сергей Фирсов, а также возглавляющие местную ветеринарную станцию Сергей Цыганов, и отдел по развитию сельских территорий Александр Малясов.
К порядку
Пчеловодство - одна из самых старых сфер хозяйственной деятельности, однако, как отметил А.В. Малясов, на данном этапе ситуация в ней отчётливо сигнализирует: её необходимо упорядочивать. Законодательную основу для этого заложили недавно принятым профильным Федеральным законом, в котором прописаны, пожалуй, все нюансы, следуя которым, можно и результата искомого добиться, и - избежать тех самых неблагоприятных последствий. Вот только далеко не все владельцы медового бизнеса предпочитают работать открыто, о чём свидетельствует крайне малое количество официально зарегистрированных пасек. Шутка ли - на бумаге их всего 21. Разумеется, те, кто остаётся вне правового поля, не могут в полной мере пользоваться правами, предоставленными данной категории хозяйствующих субъектов. Произошедшая гибель пчёл как лакмусовая бумажка высветила основные проблемы отрасли, список которых дополняют отсутствие должного государственного контроля за применяемыми сельхозпроизводителями ядохимикатами, взаимодействия между аграриями, пасечниками и исполнительной властью. Вкупе всё это приводит к сбоям, к счастью, не частым, но чувствительным.
- За 27 лет ничего подобного в моей практике не было, - разводит руками тагайский фермер Василий Козлов.
Проинформировав собравшихся об основных положениях нового закона (подробная расшифровка давалась в прошлом номере газеты – прим.ред.), руководитель районного отдела по развитию сельских территорий указал на то, что и пробел контроля за качеством пестицидов устранён. Такими функциями наделен Россельхознадзор, инспекторы которого ещё на границе отбирают образцы ядов на анализ, и проверяют сопроводительную документацию, отсекая тем самым путь возможному контрафакту. Немаловажный аспект - со следующего года все сельхозпроизводители будут занесены в единую базу под названием «Цербер», которая проследит, кто какой ввезенный ядохимикат использует.
Что показала
экспертиза
- На данный момент нами обследовано с отбором проб на анализ 49 пчелопасек, с порядка 1000 пчелосемей, в сёлах Тагай, Подлесное, Копышовка, Сиуч, Берёзовка, Карлинское, - рассказал представляющий ветеринарную службу С.А. Цыганов. – Отобраны 63 пробы, на особо опасные заболевания, и на отравления. Целью исследования было не установление экономического ущерба, а факта гибели пчёл. Результаты уже есть, и они таковы, что версия особо опасного заболевания у пчёл не подтвердилась. Зато об отравлении - фосфорорганическими ядохимикатами - можно говорить вполне определённо. Есть понимание о стране происхождения токсичных препаратов, несмотря на указанные на упаковках иные данные, и в этом не было бы ничего плохого, кабы имело место действительно заводское производство.
При всём притом, идентифицировать, какой именно яд способствовал гибели пчёл, пока не представляется возможным, потому что образцы их в лабораториях отсутствуют, вследствие неупорядоченности данной деятельности. Это, как видим, будет исправлено, но пока…
...Все желающие, пояснили специалисты-ветеринары, могут запросить и получить необходимые документы с результатами исследований, чтобы использовать их в своих интересах.
Интерес в данном случае есть и у фермеров, положившихся на определенный препарат и ставших заложниками ситуации.
Третьего не дано?
В ходе обсуждения участниками встречи был обозначен ряд недостатков в работе хозяйствующих субъектов и органов власти. Так, пчеловоды обратили внимание на возможное наличие недостоверных сведений в похозяйственных книгах, вследствие их неактуализации. Поделились наблюдениями о плохой зимовке пчел после манипуляций с химикатами на полях, у многих они попросту не перезимовывают.
Были даны разъяснения о правовых гарантиях при наступлении конкретных случаев, о слагаемых этих гарантий, в частности, о том, как оформить ветеринарно-санитарный паспорт на пасеку (таковые, к слову, из 49 обследованных пасечников были лишь у шести – авт.).
Констатировав любопытный факт – примерно 90% пчёл гибнет на рапсовых полях, владельцы пасек задались вопросом: обязательно ли сеять рапс там, где занимаются пчеловодством?
Едва ли здесь уместно упрекать фермеров, ориентирующихся не в последнюю очередь на севообороты.
Не упрекнёшь и пчеловодов, поскольку пчёл в разгар сезона в ульи не спрячешь.
Но - компромиссный вариант какой-то непременно искать надо. С этим соглашается и глава района, фермер с 40-летним стажем Владимир Кротков.
- Либо нам нужно уходить на новые препараты, либо – отказываться от рапса, - считает Владимир Викторович. – Третьего, пожалуй, не дано…
Ну и, разумеется, всем без исключения заинтересованным сторонам необходимо строго придерживаться буквы закона, держа постоянную связь друг с другом и органами власти.
Весь инструментарий есть. Главное сейчас – сделать выводы и не допустить повторения нынешнего сценария.
Александр Савицкий.
Фото автора и из открытых источников.

Для добавления комментариев Вам необходимо зарегистрироваться