19.04.2024,
03:10
+20 °C

ясно

Ветер 8.4 м/с

755 мм рт с


12+

Майна, ул. Полбина, 5.

+7 (84244) 21-1-85

leninec2010@mail.ru

Образование

Продолжение. Начало в № 43 (10772) от 26.10.2022 г.

Переход от ученика к личности - оселок в современной школе. Да, появилось обучение по индивидуальным трекам, но это не про личность, а про склонности к определенным предметам и специализации на них. Мотив человека «быть» проистекает из базового свойства Бытия – Бытие «есть, существует, бытует, целостно». Стать целостным как личность и развиваться в этом направлении - самый базовый мотив и человека, ученика. Он уже заложен в него с рождения. Маленьких детей никто не заставляет играть, а играют они всегда во взрослых - и в играх ими сразу становятся. Не обучаясь, но сразу, «понарошку». Но потом, когда ребенка взрослые подключают уже к своим играм - обучению в школе, мотив «быть, ты уже такой» подменяется стимулом «надо», «ты еще не такой». А так как современный ученик получил больше свобод и статус учителя не столь высок, то происходит конфликт - отказ от учебы и общественной работы, гражданского становления. Учителя старой закалки не знают, как по-новому в этой ситуации действовать. Но выход в том, чтобы каждый раз давать ученику возможность «быть таким сразу», даже если это не сразу получается. Приведем примеры. Один уже ранее указывали. Если, например, кто-то из учеников мечтает стать министром иностранных дел, то это лишь означает - начни проявляться «министром иностранных дел нашей школы» уже сегодня. Начни предприниматься усилия, чтобы со школой хотели сотрудничать в ее проектах, и представляй ее вовне в решении ее проблем. Министр иностранных дел за счет внешнего улучшает внутреннее страны (школы) и продвигает ее инициативы. Вот и тренируйся... Можно даже попытаться от МГИМО создать школьный филиал под тему «школьная дипломатия». Другой пример. Ученики отказываются участвовать в субботнике по посадке школьного фруктового сада. Это «принуждение» со словами «надо». Хотя в школе есть волонтеры, школьный президент. Казалось бы, сад - лишь одно из мест приложения добровольческих усилий. В чем проблема? Или волонтерская организация - она для галочки? Но новый подход мог бы состоять в другом. Цель - не сад. Цель, как всегда, это «быть». Каким станет ученик, посадив сад? Что ему тут педагоги предлагают, какой путь движения к «быть»? Можно было бы предложить: (а) выйти на контакт с нобелевским лауреатом (2004г) из Кении Вангари Маатаи – инициаторшей «Зеленого движения Маатаи» по высадке 20 млн. деревьев по всей Африке; (б) или на контакт с Джадав Пайенг (Индия), который с 16-летнего возраста за 40 лет превратил пустыню в одном из штатов в заповедный лес, ежедневно высаживая саженцы на свои средства, создав оазис с редкими видами деревьев и богатым животным миром (бенгальские тигры, носороги, множество птиц и стадо из 115 слонов); (в) или на контакт с Г. Минлибаевым (Татарстан), который за счет высаживания специальных сортов деревьев останавливает рост оврагов и возвращает плодородие почвам (заодно готовит замену соснам, которые могут исчезнуть, по отдельным прогнозам, через 20-30 лет из-за климатических изменений, выращивает краснокнижные травы и породы деревьев, продает их саженцы и обучает ремеслу). И таких людей много. Каждый из них - личность, меняющая мир в одиночку и за которой потом выстраиваются другие. Есть сетевые сообщества вокруг таких людей, отдельные «зеленые движения», соучастие с которыми дает тебе быть вовлеченным в международные движения, расти как личность. Для этого есть смысл изучать иностранный язык и проектное дело. И т.д. Наконец, можно школьный сад рассматривать как возникшую связь ученика с корнями его Малой Родины, которые будут незримо поддерживать его всю жизнь. Так как деревья играют и сакральную роль тоже, о чем знали наши предки. В конце концов, на гербе Майнского района есть дерево. О чем оно? Что есть просто леса вокруг (в большинстве посаженные)? Как сейчас выстраивается взаимодействие с лесами, кроме сдачи их в аренду? Второй пример показывает, что стимулы должны быть масштабными, как сама жизнь, и не замыкаться на узкие рамки самой школы. Наоборот, она мало что может предложить в смысле соответствия мотивам. Но может быть проводником и попутчиком каждому ученику, школьному волонтер- ству в простраивании смыслов и контактов вовне. Чтобы «приобретать себя в образе». Чтобы можно было сразу «быть», а не делать в очередной раз что-то из «надо». Кому «надо»? Продолжение следует. Козырев И.А. (Майна - Москва).

Для добавления комментариев Вам необходимо зарегистрироваться