26.04.2024,
01:05
+17 °C

пасмурно

Ветер 6.75 м/с

766 мм рт с


12+

Майна, ул. Полбина, 5.

+7 (84244) 21-1-85

leninec2010@mail.ru

Образование

Продолжим тему сельской школы. Мы отметили: ученик должен выйти из нее подготовленным (ГТО 2.0): иметь знания - быть способным поступить в ВУЗ или техникум и быть эффективным - в личном плане, проектном и социальном. Где социальная эффективность - это умение вовлечь в свои/групповые проекты внешнее окружение, включая власть, и привлечь под них финансы. Создать сеть и экосистему своей поддержки. Это крайне необходимые компетенции и общее условие по жизни - ты не сможешь реализоваться должным образом, как того требуют современные реалии, если не научишься получать поддержку от общества. Современная школа этому не учит и сама мало способна на проектное поведение (по собственной инициативе) и привлечение к себе через это дополнительного финансирования. Но способность научить этому - один из признаков ее элитности. Кроме получения проектных и сетевых навыков в современной школе есть ряд других вызовов и проблем. В частности, необходимость повышения статуса учителя в глазах государства, родителей и учеников. Вызвано недофинансированием, низкими зарплатами, постоянными реформами и попытками перевести образование в услугу, формализация под ЕГЭ и т.д.); коммерциализацией отношений в обществе. В результате это породило две системные проблемы - падение качества образования и проблему мотивации. Мотивация должна стать тоже новой - для учителей, учеников и самой школы. И предполагает переход к новым видам активностей и развития их всех. Вспомним, метод А.Макаренко тоже основывался на новой мотивации. Для учителей: мотивация к самообразованию и проектно-исследовательской деятельности. Для учеников: мотивация на предмет урока, на образование, на общественную работу и волонтерство, на личную исследовательскую и проектную деятельность. Для школьного президента: на истинное лидерство, модерирование школьных инициатив, лоббирование своей школы вовне. Для самой школы: мотивация перейти в формат 2-х контурного развития, в сетевую и проектную модели, к полной модели финансирования. Вопрос мотивации - это всегда вопросы «зачем мне это надо?» и «какой я?». При этом часто мотивы путают со стимулами. Стимул - это то, чем и через что мы действуем на мотивы и побуждаем к действию других или себя. И это всегда ситуативно. Мотивы же - базовое качество человека, основа его желаний и энергия к развитию.Мотивировать человека невозможно - можно только стимулировать. И если соединить эти два вопроса, то мотивационный ответ на них строится в логике: «зачем?» - это вопрос о приобретении, а «какой я?» - о приобретении не материального, но чего-то в личностном росте. Тогда слово «приобретение» получает свою послоговую расшифровку - «обретение в об- разе», «приближение к образу и идеалу». Мы далее вглубь рассуждать не будем, и поговорим о мотивации учеников. В советское время она особо не интересовала, а методы стимулирования были простыми и общественными - соревнования (грамоты, призовые места); авторитет учителя и директора (слова «надо», «пойдешь к директору», «вызовем родителей»); и т.д. Сегодня это почти не работает. Наоборот, от школьников нередко можно получить грубость, отказ от общественной работы, включая уборку в классе. Как следствие снижение социальных навыков и будущей успешности в жизни. Потребительское поведение. Поэтому поворотным моментом в мотивации ученика должен стать переход от «надо» к «быть/ стать/являться». Психологи верно рекомендую избегать аргументировать через слова «должен/ обязан». Но подводить к тому, что действия и отношения должны проистекать из мотивов и личных смыслов жизни, таланта, этики («так принято»). Поэтому всегда быть добровольными и заинтересованными. Для этого человек должен быть таким воспитан и осознавать себя личностью. Желательно, творческой. Так как творчество - это гарантия отзывчивого и общественно ориентированного поведения. Творческий человек тянется к людям и поэтому отзывчив. Вариантом такого поведения является исследовательская и проектная деятельности. Продолжение следует. Козырев ИА (Майна - Москва).

Для добавления комментариев Вам необходимо зарегистрироваться