Печать
Политика

Совсем скоро, 12 декабря 2022 года, избирательная система России начнет 30-ый, юбилейный, год своего существования. Именно 12 декабря 1993 года граждане нашей страны впервые в её новейшей истории приняли участие в общероссийском референдуме о принятии новой Конституции своей Родины. За почти тридцать лет, прошедших с того исторического события, выборы прочно вошли в жизнь наших соотечественников, стали важнейшей и неотъемлемой частью общественно-политической жизни Российской Федерации. Выросло целое поколение граждан новой, современной России, считающих, что право избирать власть является важнейшим признаком суверенного государства, а возможность избирать все уровни власти и быть избранным в них – одно из основополагающих прав гражданина России, закрепленное в её Конституции. В Ульяновской области за эти годы также прошли десятки избирательных кампаний: от федеральных до местных, последняя из которых состоялась менее двух месяцев назад. Завершившиеся 11 сентября 2022 года выборы депутатов Новоульяновска и Барышского района многие эксперты уже назвали «генеральной репетицией» предстоящих в 2023 году выборов в Законодательное собрание Ульяновской области, до старта которых осталось менее восьми месяцев. О развитии избирательной системы, выборах в Ульяновской области – прошедших и предстоящих – мы беседуем сегодня с политологом, Президентом Ульяновского общественного Фонда «РАПИР», экспертом Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Дмитрием ТРАВКИНЫМ. - Дмитрий Викторович, какова Ваша оценка состоявшихся в сентябре избирательных кампаний в Ульяновской области? Как бы Вы их охарактеризовали? - Не буду останавливаться на количественных итогах выборов в Новоульяновске и Барышском районе: они общеизвестны и доступны любому пользователю Интернета, которыми почти все мы являемся. Важнее, считаю, отметить ряд их качественных характеристик. Во-первых, это, конечно, легитимность. Выборы признаны состоявшимися на каждом из 63 избирательных участков, в каждом округе. Итоги утверждены. А ведь в других регионах страны, где в Единый день голосования завершились тысячи избирательных кампаний (только губернаторов избирали в 15 регионах) есть и совершенно другие примеры. Во-вторых, чистота выборов: избирательными комиссиями, правоохранительными органами, прокуратурой и судами не установлено ни одного, насколько мне известно, факта нарушения избирательного законодательства. Вообще, мне кажется, анализируя опыт проведения избирательных кампаний на территории региона последних лет, можно говорить о том, что чистота ульяновских выборов становится их, можно сказать, фирменным стилем. И это прекрасно! В-третьих, прошедшие выборы стали высококонкурентными: большое количество зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений. И это несмотря на то, что на местных, муниципальных выборах обычно подобная конкуренция невелика. И ни один участник выборов не был снят, не получил отказа в регистрации. Избирательные комиссии сработали профессионально - в интересах кандидатов и выдвинувших их партий. А, в конечном счете – в интересах ульяновского избирателя. - Складывается впечатление, что Вы считаете прошедшие выборы идеальными? -Конечно, нет. «Чистые» выборы совсем не означает «стерильные выборы». Только на выборах в Новоульяновске участниками избирательной кампании и их законными представителями в различные инстанции подано около сорока заявлений, жалоб и сообщений о возможном нарушении избирательного законодательства. Подавать подобные заявления – неотъемлемое право участников выборов, и хорошо, что они им активно пользуются. Другое дело, что при их проверке нарушений не установлено в той части, где соответствующие проверки уже завершены. К тому же, анализируя последние избирательные кампании, эксперты зафиксировали четкую тенденцию, когда ряд кандидатов и даже партий используют подачу многочисленных жалоб на своих соперников как отдельный элемент предвыборных политтехнологий, так называемую «юридическую атаку», направленную иногда даже против избирательных комиссий с целью дискредитации выборов. Так что идеальными выборы называть пока оснований нет. -Дискредитация выборов и доверие к выборам… Каковы Ваши оценки этих процессов? -К сожалению, приходится констатировать, что целенаправленные попытки дискредитации выборов не только продолжаются, но даже усиливаются. Например, общеизвестно, что еще за десять месяцев до начала последней избирательной кампании в Государственную Думу только экспертами Ассоциации «НОМ» более чем в двух тысячах зарубежных информационных источниках выявлены заявления, что результаты выборов, которые еще и не начались, «будут обязательно сфальсифицированы». В ход идут откровенно манипулятивные технологии типа «голосуй за любого, кроме…», «списки-подсказки», разнообразные фейки (про «исчезающие чернила», «вбросы» с указанием номеров несуществующих участков, и тому подобное)… Однако, исследования нашего фонда «РАПИР» выявили высокий уровень доверия ульяновских избирателей к выборам: почти 60% опрошенных полностью доверяют выборной процедуре, 21% - скорее доверяют, и только 14% не доверяют результатам выборов. -Чем же, на Ваш взгляд, объясняется такое действительно высокое доверие ульяновцев к выборам? -Мы задавали подобный вопрос нашим респондентам в ходе исследования, и мне кажется самым правильным здесь - просто процитировать наиболее часто прозвучавшие ответы: 1. процедура выборов стала максимально прозрачной (повсеместно используются средства фото и видеофиксации хода голосования и подведения его итогов, расширены права наблюдателей и иных представителей участников выборов, в том числе при контроле за голосованием вне помещений, сохранности избирательной документации); 2. использование автоматизированных способов учета голосов избирателей (исключение человеческого фактора из процесса подсчета голосов). Например, в Новоульяновске на всех избирательных участках на прошедших выборах были установлены Комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы); 3. активное участие субъектов общественного контроля (независимых общественных наблюдателей от общественных палат, которым, по опросам, доверяют более 94% избирателей) в контроле за ходом голосования и установлением его итогов 4. сокращение объемов «войны компроматов» между кандидатами, что стало следствием изменения избирательного законодательства, запретившего использование кандидатами приемов «контрпиара» против своих соперников. В заключение отмечу, на мой взгляд, самый объективный критерий доверия ульяновских избирателей к выборам – это явка. Участвуешь в выборах – значит доверяешь, это бесспорно. Так вот, на последних муниципальных выборах в Ульяновской области явка составила почти сорок процентов, а в Новоульяновске – даже более 41%! Расцениваю это как знак качества выборам в нашей области, ведь в некоторых регионах на выборах губернаторов, а на них всегда голосуют активнее, на выборы пришли менее 30% избирателей. -Есть ли основания полагать, что такой настрой ульяновских избирателей мы увидим в сентябре 2023 года на выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области? -Да. Уверен, в связи с тем, что до больших выборов остается всего несколько месяцев, а настроения общества меняются за такое время весьма незначительно, все качественные характеристики прошедших выборов: чистота, легитимность, доверие и конкурентность в полной мере будут определять стартующую избирательную кампанию депутатов законодательного органа нашего региона. Согласитесь, в таких выборах можно поучаствовать!

Виктор Зацепин.Травкин Д